Оценка объемов средств государственной поддержки развития биомедицинских технологий в России и США

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Базовое финансирование 27 исследовательских центров, входящих в Национальные институты здоровья США, в 2014 г. в 173 раза превосходило объемы финансирования 104 медицинских научно-исследовательских институтов, подведомственных Минздраву России и ФАНО. Вклад промышленного сектора США в создание технологий и рыночных продуктов для здравоохра нения в 2014 г. оценивался в 92.6 млрд долл. А в России почти половина (45%) бюджетных средств ФЦП «ФАРМА-2020» были направлены на развитие корпоративного сектора ИиР. Президент РФ призывает обеспечить разработку передовых медицинских технологий «в полном объеме». О каком объеме средств в таком случае должна идти речь? В статье предложен ответ на этот вопрос.

Полный текст

В фокусе современной на учно-технологической по литики находится задача радикального повышения эффек тивности использования средств федерального бюджета, выделя емого на гражданскую науку и, в первую очередь, на развитие ее приоритетных направлений. Так, на заседании Совета по на уке и образованию, состоявшем ся 25 июня 2015 г., Президент РФ отметил, что сложившаяся си стема бюджетного планирования в сфере науки и научных иссле дований «очень размыта в отсут ствии единых внятных критериев результативности использования ресурсов». Одновременно Президентом по ставлена задача выбрать несколь ко приоритетов и «обеспечить их финансированием в полном объ еме», а в числе ключевых приори тетов Президент назвал «передо вые медицинские технологии» [1]. Целью настоящего иссле дования были оценка и сопо ставление с другими странами объемов средств государствен ной поддержки, выделяемых в Российской Федерации на раз витие биомедицинских технологий в рамках приоритетного направ ления «Науки о жизни». ОЦЕНКА ДОЛИ ВНУТРЕННИХ ЗАТРАТ РФ В ОБЩЕМИРОВОМ БЮДЖЕТЕ НА ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ Совокупный мировой бюджет на исследования и разработ ки (ИиР) в 2014 г. оценивался в 1.6 трлн долл. [2]. Самые зна чительные средства на научные исследования были выделены в США (31.1% от общемирового бюджета на ИиР), в Китае (17.5%), Японии (10.2%), а также в стра нах ЕС (21.7%), из которых толь ко вклад Германии оценивается в 5.7%. На долю перечисленных стран пришлось 78% мирового бюджета в 2014 г. Доля внутренних затрат России на ИиР в 2014 г. составила 2.5% ми рового бюджета (40 из 1618 млрд долл.) [3]. Согласно ФЗ «О фе деральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» [4], в 2016 г. предусмотре но выделение на научные ИиР 315.08 млрд руб., что с учетом те кущего курса национальной ва люты (60 руб. за доллар США) позволяет оценивать объем фи нансирования отечественного сектора ИиР из средств государ ственного бюджета в 2016 г. мак симум в 5.3 млрд долл. В феврале 2015 г. Президент США при обсуждении бюдже та на ИиР 2016 г. в качестве от вета на увеличение бюджетов на ИиР азиатских стран за по следние 5 лет, превышающие соответствующие темпы США, предложил «положить конец бюджетному аскетизму» и запла нировать 6%-ное увеличение го сударственного бюджета на ИиР в 2016 г. [5]. Таким образом, ожи дается, что объем средств госу дарственного бюджета США, на правленного на развитие сектора гражданской науки, будет со ставлять более 62 млрд долл., т.е. почти в 12 раз превосходить ана логичный показатель в бюджете РФ. При этом следует отметить, что доля государственного бюдже та, выделяемая на гражданскую науку, в 2015 г. в США составляет 1.7%, а в РФ - 2%. Рассмотрим, какой объем фи нансирования считается достаточ ным для развития медицинских технологий в рамках такого при оритетного направления, как нау ки о жизни, с позиций распоряди телей государственного бюджета в России и США. ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ БИОМЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОТДЕЛЬНЫХ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РОССИИ И США Выполненный нами анализ пла нируемых объемов финансиро вания показывает особую при оритетность биомедицинских программ исследований в США. В целом и без того значительное финансирование Национальных институтов здоровья США (в со став которых входят 27 иссле довательских центров), состав ляющее в 2015 г. 30.2 млрд долл., будет увеличено в 2016 г. на 1 млрд долл. Наряду с этим из бюдже та Национального научного фон да, который также планируется увеличить до 7.72 млрд долл. (что на 5.2% больше бюджета 2015 г.), предусмотрено увеличение финан сирования программы «Понимание мозга» (одного из подпроек тов Инициативы Brain) на 35.2% по сравнению с бюджетом 2015 г. В Российской Федерации ана логом Национальных институтов здоровья США является кла стер медицинских институтов, из которых 50 входят в ФАНО (ранее в Российскую академию медицинских наук), а 54 НИИ подведомственны Минздраву России. Совокупный бюджет базового и проектного финан сирования этих организаций определен Государственной про граммой развития здравоохране ния Российской Федерации (под программой 3) [6] и составляет в 2015 г. 11.8 млрд руб., что с уче том текущего курса национальной валюты (60 руб. за доллар США) соответствует 0.20 млрд долл. США. В 2016 г. разрыв в объемах финансирования двух сходных по спектру выполняемых в них исследований референтных групп институтов еще более возрастет, поскольку в США запланирова но увеличение финансирования Национальных институтов здоро вья, а в РФ, напротив, сокраще ние объемов средств, выделяемых в целом на развитие гражданской науки и на сектор биомедицин ских исследований в частности. Столь же многократно отлича ются и объемы финансирования отдельных ключевых направле ний биомедицинских исследова ний в США и России. Так, в США в 2016 г. до 1.2 млрд долл. планируется увеличить финансирование программы по изучению механизмов анти биотикорезистентности, обеспе чив почти двукратное увеличе ние бюджета этого приоритета по сравнению с 2015 г. Более чем в 2 раза вырастет в 2016 г. фи нансовое обеспечение инициа тивы «Инновационные техно логии для исследований мозга»: с 64 млн долл. в 2015 г. до 136 млн долл. в 2016 г. Национальная про грамма исследований детских за болеваний, имеющая ежегодный объем финансирования 1.2 млрд долл. в 2014-2016 гг., в 2016 г. по лучит дополнительные средства (165 млн долл.) на оценку влияния окружающей среды на здоровье детей [5]. Для развития персо нифицированной медицины вы деляется 215 млн долл. на новую «Инициативу высокоточной ме дицины», в рамках которой будет создаваться единая база данных показателей здоровья и генетиче ских анализов миллиона волонте ров. На программу исследований новых природных очаговых ин фекций выделены 699 млн долл. В РФ конкурсное и программ ное финансирование фундамен тальных, поисковых и приклад ных проектов биомедицинской тематики в 2015 г. осуществля лось за счет средств нескольких государственных фондов, ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологическо го комплекса России на 2014-2020 годы» (далее - ФЦП «ИиР»),ФЦП «Развитие фармацевти ческой и медицинской промыш ленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальней шую перспективу» (далее - ФЦП «ФАРМА-2020»). В таблице приведены выде ленные и планируемые объемы средств федерального бюджета на развитие фундаментальной, трансляционной и персонализи рованной медицины, а также под держку некоторых приоритет ных направлений в области наук о жизни в России и США в 2014- 2016 гг. Следует подчеркнуть, что перечень ключевых распоря дителей бюджета на биомедицин ские ИиР как в РФ, так и в США не является исчерпывающим по причине отсутствия данных. Приведенные данные пока зывают абсолютную несопоста вимость бюджетов, выделяемых в России и США на фундамен тальные, поисковые и прикладные исследования в области биомеди цины, а также на приоритетную поддержку наиболее перспектив ных и социально значимых на правлений. Обращает на себя внимание и крайне низкий объем финанси рования научной деятельности в медицинских вузах: для прове дения прикладных исследований 63 медицинским вузам, подве домственным Минздраву России, выделены всего 1.110 млрд руб., или 18.5 млн долл. Еще более несопоставимыми выглядят объемы финансирова ния проектов, посвященных ре шению тематически идентичных проблем в области наук о жизни, например, расшифровке меха низма антибиотикорезистентно сти патогенных микроорганизмов. В США на финансирование про граммы по антибиотикоустой чивости в 2015 г. было выделено 0.6 млрд долл., а в 2016 г. плано вый объем средств федерально го бюджета увеличен вдвое и со ставит 1.2 млрд долл. В России в рамках финансирования ис следований Российским научным фондом в 2014 г. объявлен еже годный конкурс «Новые подходы к борьбе с инфекционными забо леваниями». Было выделено 63 гранта до 6 млн руб. в год, что эк вивалентно примерно 6.3 млн долл. в год. Таким образом, различие в объемах финансирования сход ных приоритетов в области био медицины достигает в США и РФ сотни раз! ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ НА БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИиР ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА США И РФ Отдельного обсуждения заслужи вает оценка вклада национальных секторов промышленности, ори ентированных на создание тех нологий и рыночных продуктов для здравоохранения, в развитие биомедицинских исследований и разработок. На долю бюджетов на НИОКР, ежегодно выделяемых промышленными компаниями США, продукция которых опреде лена как «индустрия наук о жиз ни», приходится почти половина общемировых корпоративных бюджетов в области наук о жизни. В 2014 г. этот показатель составил 92.6 млрд долл. из 201.3 млрд долл. мирового бюджета корпоративных ИиР «Индустрия наук о жизни». Интересно отметить, что этот поч ти 50%-ный вклад биомедицинско го промышленного сектора США сохраняется в течение последних пяти лет, и еще в 2011 г. оценивал ся 84.5 от 184.2 млрд долл. обще мирового бюджета, т.е. в 46% [2]. Как результат, в консолидиро ванном бюджете США на фунда ментальные и прикладные иссле дования в области биомедицины в 2014 г. соотношение средств го сударственного бюджета и про мышленного сектора составило примерно 3 к 1 (32 млрд долл. - бюджет Национальной службы здоровья, включая Национальные институты здоровья США; 92.6 млрд долл. - вклад корпора тивных бюджетов промышленных компаний на ИиР в области наук о жизни) [2]. Информацию об объемах ин вестиций собственных средств промышленных компаний РФ в разработку лекарственных препаратов и медицинского обо рудования в 2014 г. обнаружить не удалось. Согласно данным «Ежегодного мониторинга средств, выделенных из федерально го бюджета на финансирование НИОКР (в том числе по при оритетным направлениям инно вационного развития России)», в течение последних трех лет (2011-2014 гг.) вклад бюджетов промышленных компаний РФ в совокупный национальный бюд жет на ИиР не превышает 12% [3]. Однако отечественные про мышленные компании активно используют средства федераль ного бюджета и, прежде всего, ФЦП «ФАРМА-2020» для выпол нения корпоративных НИОКР. Так, в 2015 г. средства этой фе деральной программы на науч ные исследования были распре делены в следующей пропорции: 8.64 млрд руб. на выполнение 312 проектов получили бюджет ные учреждения и 7.15 млрд руб. на НИОКР были выделены 215 коммерческим компаниям. Таким образом, почти половина (45%) бюджетных средств ФЦП «ФАРМА-2020» в 2015 г. была на правлена на развитие корпора тивного сектора ИиР [10]. Приведенные данные дают основание отметить, что отече ственный индустриальный сектор не только не является источником дополнительного и значительного по объемам финансирования ис следований в области биомеди цины, но и создает конкуренцию за средства федерального бюдже та для проведения ИиР в этой об ласти. ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ЗАТРАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА НАУКИ О ЖИЗНИ В РАЗРЕЗЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ В общем объеме внутренних за трат на ИиР затраты федераль ного бюджета на поддержку приоритетных направлений со ставили 49% в 2010 г., 50% в 2011 г. и 56% в 2012 г. [3]. Анализ дина мики затрат федерального бюд жета в разрезе финансирования НИОКР по шести приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ, ут вержденных Указом Президента РФ от 07.02.2011 № 899 [11], пока зывает, что на приоритет «Науки о жизни» за 2010-2012 гг. были направлены наименьшие объемы средств федерального бюджета (рис. 1) [12]. В отличие от РФ, в США, судя по квотированию государственного финансирования, науки о жиз ни являются одним из главных научно-технологических приори тетов страны. На рис. 2 отражен принцип распределения феде рального бюджета США на ИиР между главными распорядителя ми средств в 2012-2014 гг. [2]. Национальные институты здо ровья США получают самые значительные объемы средств по сравнению со всеми другими распорядителями бюджетов. Так, в 2014 г. из 58.8 млрд долл., вы деленных на гражданский сектор науки США, Национальные ин ституты здоровья получили бо лее половины - 32.0 млрд долл. Неудивительно, что после 2000 г. более половины Нобелевских лау реатов в области медицины имеют аффилиацию с университетами США [2]. По данным аналитического агентства Battelle, R@D Magazine, именно США являются мировым технологическим лидером в обла сти биомедицины. Вторая позиция рейтинга отдана Великобритании, на третьей позиции стоит Германия, на четвертой - Япония. Китай замыкает пятерку лидеров (рис. 3). ОБСУЖДЕНИЕ Согласно перечню поручений от 14 июля 2015 г. по итогам за седания Совета по науке и об разованию [13], Администрации Президента РФ предложе но определить принципы вы бора приоритетов научно технологического развития. Представляется, что в современ ной экономической ситуации та кой выбор правильно осущест влять не только исходя из оценки социально-экономического зна чения того или иного научно технологического направления для страны, но и с учетом объема средств государственного бюдже та, необходимого для получения конкурентоспособных научно технологических заделов миро вого уровня. Приведенные данные дают ос нование полагать, что несопоста вимость внутренних затрат РФ на развитие сектора граждан ской науки по сравнению с инду стриально развитыми странами позволяет выделять в качестве приоритетов научно-технологи ческого развития страны лишь ограниченное число исследова тельских направлений. Только резкое ограничение приоритетов позволит «обеспечить их финан сированием в полном объеме», как было отмечено Президентом РФ на Заседании по науке и обра зованию [1]. Когда декларируется, что при оритетом страны должны стать технологии, обеспечивающие ка чество жизни и, в первую очередь, передовые медицинские техно логии [1], целеполагание и ожи даемые результаты реализации таких приоритетов абсолютно по нятны. Однако при этом следует учитывать, что создание новых медицинских технологий является одним из самых затратных в мире научных приоритетов, и страны, претендующие на позиции техно логических лидеров в этой обла сти, выделяют на биомедицинские фундаментальные и прикладные исследования бюджеты, в сотни раз превосходящие объемы фи нансирования биомедицинских исследований в РФ. Дополнительным фактором, препятствующим росту конкурен тоспособности национальных био медицинских разработок, явля ется низкая заинтересованность промышленного отраслевого сек тора в финансировании поиско вых и прикладных исследований, направленных на создание новых отечественных лекарственных препаратов и медицинского обору дования. Доля бюджетов промыш ленных компаний «индустрии наук о жизни» достигла в 2014 г. в США 75% от общенациональных внутренних затрат на НИОКР в области биомедицины, а в абсо лютном выражении инвестиции в биомедицинский НИОКР, посту пившие из промышленного секто ра в 2014 г., составили 92.6 млрд долл., увеличившись с 84.5 млрд долл. в 2011 г. ВЫВОДЫ На основании изложенного пред ставляется целесообразным реализовать следующую сово купность мер, направленных на совершенствование механиз мов финансирования биомедицин ских исследований в России. Во-первых, учитывая тот факт, что внутренние расхо ды РФ на ИиР составят в 2016 г. не более 2% от общемировых, с нашей точки зрения, следует отказаться от включения в чис ло приоритетных направления исследований, дублирующие те матику крупных международ ных проектов, результаты кото рых являются общедоступными и могут быть восприняты без ви димых барьеров и ограничений для использования в практике российского здравоохранения. Примерами таких проектов яв ляются международный проект «Протеом человека», Программа по изучению механизмов анти биотикорезистентности (США), Программа по изучению при родноочаговых инфекций (США) и т.п. Предлагаемое не означает прекращения финансирования отечественных исследований по данным направлениям - речь идет лишь о нецелесообразности придания им статуса «приоритет ных», что предполагает концен трацию значительных финансо вых ресурсов на направлениях, которые могут развиваться в РФ путем активного использования результатов реализации крупных международных проектов. Во-вторых, необходимо ис ключить избыточное дублирова ние финансирования (как в рам ках государственного задания, так и конкурсного и программного) биомедицинских проектов сходной тематики различными распоря дителями государственного бюд жета на ИиР, добиваясь при этом баланса между объемами финан сирования, штатной численности сотрудников НИИ и числа дирек тивных и конкурсных тематик. В-третьих, поскольку основным конечным потребителем резуль татов фундаментальных и при кладных исследований в области биомедицины является населе ние, за сохранение и восстановле ние здоровья которого ответствен Минздрав России, именно это ведомство должно осуществлять с учетом состояния здоровья насе ления страны определение и кор ректировку тематик ИиР, в том числе в рамках конкурсов госу дарственных фондов и институтов развития. В-четвертых, развитие био медицинских технологий, имею щих значения для практического здравоохранения РФ, выведение научных исследований и про мышленного производства в этой сфере на глобальный уровень конкурентоспособности невоз можно без активного участия крупных промышленных ком паний, российских и между народных. Сегодня российские фармацевтические компании и компании, производящие меди цинское оборудование, практи чески не инвестируют в создание научно-технологических заделов в сфере биомедицины, не вне дряют разработки отечествен ных исследователей на действу ющих производствах, ссылаясь на существование регулятивных барьеров и отсутствие гаранти рованного спроса на продукцию со стороны Министерства здраво охранения РФ. В этой связи пред ставляется необходимым усиле ние координации деятельности государства, научных организа ций и всех участников процессов производства и потребления обо рудования и лекарственных пре паратов для оказания медицин ской помощи в РФ.

×

Об авторах

A. Н. Петров

ФГБНУ «Дирекция НТП» Минобрнауки России

Автор, ответственный за переписку.
Email: petrov@fcntp.ru
Россия

Н. Г. Куракова

ФГБНУ «Дирекция НТП» Минобрнауки России

Email: petrov@fcntp.ru
Россия

Список литературы

  1. RF Presidential Board Meeting dedicated to science and technology on “New challenges and priorities in development of science and technology in Russian Federation” // Official website of Russian President, 24.06.2015 2015, url http://kremlin.ru/events/councils/ by-council/6/49755
  2. Global R&D Funding Forecast (2013) // Battelle, R&D Magazine 2014, url http://www.battelle.org/docs/ tpp/2014_global_rd_funding_forecast.pdf
  3. Annual monitoring of federal R&D expenditures (including priority areas of innovation development of Russia) // Analyst Centre affiliated with the government of Russian Federation 2014, url http://ac.gov.ru/files/ publication/a/4889.pdf
  4. On Federal budget for 2015 and new planned period of 2016 -2017 years // Internet portal of “Rossiyskaiya Gazeta” December 5, 2014 2014, url http://www. rg.ru/2014/12/05/budjet-dok.html
  5. Investing in America’s future (2014) // White House Office of Science and technology policy 2014, url https:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/omb/budget/ fy2016/assets/investing.pdf
  6. Russian Government Resolution dated 15 April 2014 On adopting a state programme of Russian Federation “Development of Healthcare”. // Internet portal of “Rossiyskaiya Gazeta”, April 24, 2014 2014, №294, url http://www.rg.ru/2014/04/24/zdravooxr-site-dok.html
  7. The 2015 Budget: Science, Technology, and Innovation for Opportunity and Growth. Science, Technology, Innovation, and STEM Education in the 2015 Budget (2014). // White House Office of Science and technology policy. March 2014. 2014, url https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/microsites/ ostp/Fy%202015%20R&D.pdf
  8. Kazeev K. V. // Report of the Head of the Department of Science and Technology of Ministry of Education of the Russian Federation (2015). Materials from the Committee Meeting of Expert Council on Healthcare 05.06.2015 // Internet-portal of Federal Assembly Committee of Russian Federation, 09.06.2015. 2015, url http://social.council. gov.ru/activity/expert_activities/56304
  9. Analytical report “Biomedicine” (2015). Moscow. // 2015, url https://reestr.extech.ru/docs/analytic/reports/ medicine.pdf
  10. List of contracts for Research and Development Programmes “Development of pharmaceutical and medical industry of Russian Federation in the period until 2020 and future perspective”. // Internet-portal of Department of State Grant Programmes and Capital Investments of Russian Ministry of Economics url http:// fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/ View/2015/350/
  11. Russian President Decree № 899 of 07.02.2011 (2011) “On recognition of priority areas in development of science, technology and engineering in Russian Federation and listing critical technologes for Russian Federation” // Official Website of Russian President 2011, url http://kremlin. ru/acts/bank/33514
  12. Science indicators: 2014: statistics summar (2014) M.: National Research University «Higher School of Economics» // 2014
  13. List of Decrees dated14 July 2015 following the results of Board Meeting on Science and Education dated 24 June 2015 (2015) // Official Website of Russian President 2015, url http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/50006

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Петров A.Н., Куракова Н.Г., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах